Вы здесь
Рецензии
Органный концерт Тьерри Эскеш (Концертный зал Мариининского театра)
26 мая удалось побывать на Органном концерте Тьерри Эскеша,в концертном зале Мариининского театра, в рамках открытия XXIV музыкального фестиваля «Звезды белых ночей».
По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов и иногда называется «королём инструментов».
В ПРОГРАММЕ:
Увертюра-импровизация
Сюита-импровизация в стиле барокко
Луи Вьерн
«Размышление»
Марсель Дюпре
Прелюдия и фуга си мажор, соч. 7 № 1
Импровизированные Andante и скерцо
Морис Дюрюфле
Токката, соч. 5
Импровизированные прелюдия и фуга в романтическом стиле
Танцевальная сюита в пяти частях
(все импровизации на темы из произведений Сергея Прокофьева)
Искусство строить органы развилось и в Италии, откуда в IX веке они выписывались во Францию. Позднее это искусство развилось в Германии. Наибольшее и повсеместное распространение орган начинает получать в XIV веке.
Немного расскажу о самом концертном зале Мариининского театра. Это здание в 2006 году труппа и оркестр театра получили в своё распоряжение, построенное по инициативе художественного руководителя-директора Мариинского театра Валерия Гергиева.
Кресла выстроены в ряды и ложи вокруг сцены,которая имеет трансформирующуюся структуру, позволяющая выступать хорам (трех уровневый пьедестал),оркестровая яма, и возможность исполнение спектаклей, так как при надобности сцена приобретает классический вид.Весь зал выполнен из дерева в соответствующих тонах, стены украшены деревянными брусочками по всему периметру, рискну предположить, что это новый подход к реализации отражения/поглощения звука.
Центральное место зала занимает орган, как раз главный участник данного представления.
Теперь об исполнителе.
Как композитор Эскеш заявил о себе в 1989 году, завоевав премию франко-американского фонда Флоранс Блюменталь. Кроме того, известность получили и его ранние сочинения – концерт для саксофона Le Chant des tenebresи произведение для смешанного хора Ad ultimas laudes. Фортепианные и органные импровизации Эскеша легли в основу музыки к фильму Фрэнка Борзажа «Седьмое небо», заказанного дирекцией Лувра в 1999 году. Также он сочинил музыку к новому спектаклю труппы New York City Ballet, премьера которого состоялась в Нью-Йорке в мае 2010 года.
На сегодняшний день Тьерри Эскеш – автор более 100 произведений. Среди многочисленных наград музыканта – Премия лицеистов (2002), Гран-при в области симфонической музыки от Союза авторов, композиторов и музыкальных издателей (2004), а также три премии Victoires de la Musique в номинации «Композитор года» (2003, 2006, 2011). В 2013 году он был избран членом Академии изящных искусств Французского института.
Музыка Тьерри Эскеша исполняется известнейшими коллективами мира, в числе которых Филадельфийский оркестр, берлинский Концертхаус-оркестр, Симфонический оркестр Мариинского театра и Парижский оркестр. На международных гастролях его произведения звучали в исполнении хора Радио Франции, Хора телерадиокомпании Би-би-си, Trio Dali, квартета Voce, а также Кристофа Эшенбаха, Лотара Загрошека, Поля Мейера, Иветы Апкалны, Джона Марка Эйнсли. В течение нескольких сезонов Эскеш был штатным композитором национальных оркестров Лилля и Лиона, а также Оркестра Бретани.
Мастерство Тьерри Эскеша завораживало, как пальцы рук,так и стопы в невероятном порыве скользили по мануалу органа. Энергия которая в этот момент овладевала музыкантом ,через волны инструмента,вскоре, передалась всему залу.
Закрыв глаза, я тоже окунулась в мелодии. Орган настолько уникальный и мощный инструмент что за весь концерт, лично я услышала такие инструменты как : кларнет, баян,ксилофон, флейта,виолончель, колокольчик, барабаны. И помимо их,то звучала кукушка где-то в глубине чащи леса, то пели хрустальные бокалы, сталкиваясь в праздничном застолье. Всевозможные картины рисовались у меня в голове. Открыв глаза и вернувшись в реальность, я поразилась, ведь слушая эти импровизации, представляешь симфонический оркестр, а наяву оказывается что это лишь единственный инструмент-орган,и виртуоз Тьерри Эскеш.
В целом я осталась довольна концертом, но всегда есть "НО": по моему мнению, концертный зал не предназначен для органа.Звук очень замкнут, не хватает простора, куда б струились волны магического звучания органа.
Поэтому если захотите окунуться в музыку средневековых походов, торжественных балов, мистических приключений и небесных грез ,уникальный и сложный инструмент орган поможет вам в этом.
P.S:следущая точка познания органной музыки Концертный зал "Яани Кирик" .